Спустившийся со звезд. Превью многопользовательского шутера DUST 514
- eve online,
- превью,
- ccp,
- dust,
- dust 514
Бесцветный серый мир, окутанный сумраком туч с редким вкраплением светлых пятен. Изредка тьму прорезают внезапные как молнии вспышки. Во тьме мельтешат странные сгорбленные фигуры, похожие на россыпь внезапно оживших камней из Долины Смерти. Война теней, спустившихся на мрачную планету RPG1 из глубин космоса. Встречайте DUST 514, многопользовательский шутер от первого лица с суровым взглядом на жизнь и на войну.
Когда-то я принимал активное участие в жизни одного виртуального клана. Однажды игроки разделились на два лагеря, не придя к единому решению по вопросу своей дальнейшей деятельности. Кто-то остался покорять Аураксис во вселенной Planetside (и я вместе с ними), тогда как большая часть перекочевала в глубины космоса EVE Online. Но гонять “синие и красные квадратики” на стратегической карте им в определенный момент надоедало, и они на время возвращались на Аураксис – побегать в составе спецподразделений, покататься на танках и машинках, полетать на истребителях и бомбардировщиках. “Сделали бы и в EVE наземные сражения, как было бы хорошо” – грустили мои виртуальные собраться по оружию, стараясь найти время на оба проекта. Спустя 5 лет их мечта в какой-то мере осуществилась трудами компании CCP, решившейся на рискованный эксперимент – соединить новоиспеченный многопользовательский шутер DUST 514 и “космосим” EVE Online в рамках единой игровой вселенной. Гигантские космические корабли песочат друг дружку на орбитах планет, а космодесантники при поддержке боевой техники сражаются где-то там, далеко внизу. Не об этом ли все мечтали?
В данный момент DUST 514 находится в состоянии закрытого бета-тестирования, которое, судя по всему, будет продолжаться до конца этого года. Тем не менее, определенные выводы можно сделать уже сейчас, хотя сыроватость проекта видна невооруженным глазом. Режимов мало, игровых карт раз-два и обчелся, взаимодействие с EVE Online не налажено, на графику без слез не взглянешь, но разработчики предупреждали об этом заранее. Все еще будет допиливаться, доделываться, а то и вовсе перерабатываться по нескольку раз.
Испытав муки со скачиванием игрового клиента массой в 5 гигабайт, мы попадаем в меню создания персонажа. Пройти данный этап можно буквально за минуту, никакого изобилия настроек и параметров нет. Выбираем фракцию (Caldari, Manmatar, Amarr, Gallente), этническую принадлежность наемника, одну из трех специальностей, тип костюма и ник. Вот, в принципе, и все. Созданный персонаж появляется в сумрачной комнате посреди тускло мерцающих экранов. Самый здоровый из “телевизоров” является магазином с весьма обширным ассортиментом товаров. Здесь и оружие заказать можно, и костюмчик подобрать, и модулями всевозможными обзавестись, и технику в ангар заиметь. Изобилие товара радует глаз, хотя изначально не совсем понятно, что к чему подходит и зачем эта вот самая железная фиговина без внятного описания вообще нужна, да еще и за Aurum. Все дело в том, что игровую валюту ISK можно заработать непосредственно в бою, тогда как Aurum нужно покупать в PS Store за реальную денежку (660 рублей = 5000 Aur). “Free-to-play” же, возжелайте да купите.
Стоит отметить, что в магазине за ISK приобретаются и книги навыков или, если говорить проще, скиллы, благодаря которым персонаж сможет использовать то или иное оружие, модули, а также технику. Проще говоря, если вы купите легкий танк за миллион ISK без предварительного изучения нужно скилла, то жестоко обломаетесь в первом же бою – умения нет, доступ к боевой машине заблокирован. Заработали полмиллиона кредитов и купили уникальную снайперскую винтовку? Молодцы, конечно, но вы не умеете с ней обращаться, поэтому пусть она в рюкзаке пока полежит, авось и ржавчиной покрыться не успеет.
Следующий экран представляет собой терминал по настройке солдата. Все купленное оборудование распределяется именно здесь, но для начала нужно выбрать, какой именно тип бойца подвергнется дальнейшей модернизации. Всего их в панели выбора четыре: тяжелый пехотинец, штурмовик, снайпер, а также гибрид инженера и медика. Тем не менее, классов как таковых в DUST 514 не имеется, ведь привязка осуществляется не столько к скиллам (которые может изучить и прокачать каждый), сколько к экипировке и вооружению. Проще говоря, пехотинцу в тяжелой броне вместо гранатомета или пулемета можно дать снайперскую винтовку, а в прочие ячейки запихнуть медицинские модули и полевые комплексы развертывания – получится тяжеловесный разведчик поддержки. Но ключевым “эквипом” бойца, как ни крути, является его костюм. В магазине, конечно же, имеется множество интересных вариантов с массой дополнительных ячеек, но загрузить в них мириады модулей не получится по одной лишь причине – возможности battlesuit ограничены мощностью процессора, а также энергетической прожорливостью. Прямо как в EVE Online или какой-нибудь Perpetuum. Кроме того, если вы купили весьма дорогой костюм и снабдили его не менее дорогим оборудованием, то вам следует приготовиться все это потерять в первом же бою – после смерти пожитки пропадают раз и навсегда, и в новое сражение придется идти с базовой экипировкой.
По аналогичному с панелью настроек персонажа принципу устроен и экран управления техникой. Изначально в ангаре есть только слабо бронированный джип с предустановленным на нем пулеметом, но и из этой не внушающей особого доверия машинки можно сделать настоящую косу смерти, если не поскупиться на ISK и провести качественный апгрейд. Тем не менее, это базовая техника, которая будет с игроком всегда. Если же купить более мощный багги Limbus или, например, тяжелый четырехгусеничный танк Gunnlogi , нужно быть готовым к тому, что в случае уничтожения стальной монстр так и останется догорать на поле боя, а вместе с ним канет в лету и дорогущее оборудование. Сурово, зато реалистично и отчасти справедливо. Если бы на поле битвы раскатывали одни лишь многотонные боевые мастодонты, то роль пехотинцев существенно бы снизилась. Да и стаи постоянно висящих в воздухе dropships (десантных кораблей с весьма мощным вооружением) только усугубили бы ситуацию. Также стоит отметить, что любая техника, по аналогии с бронекостюмами, жестко привязана к мощи установленных процессоров (CPU) и проводимости электросети (параметр PG, или Power Grid). Если нагрузить танк оборудованием и задействовать все модули на полную катушку, то в определенный момент он просто встанет на прикол, превратившись в желанную цель для вражеских гранатометчиков. Со временем, конечно, энергия восстановится, но к этому моменту от техники может остаться лишь обугленный корпус.
Что еще можно обнаружить в довольно унылой комнатушке бравого вояки? Например, панель доступа к навыкам наемника. Здесь следует отметить тот факт, что модернизация навыка проходит не постепенно, а сразу, но при этом потребуется наличие энного количества skill points. Соответственно, чем глубже изучается той или иной “предмет”, тем больше приходится тратить SP. Очки умений зарабатываются после каждого успешно проведенного сражения, хотя немного SP капает и так, даже если вы не находитесь в игре.
Не будем останавливаться на галактической карте, которая на момент написания превью не работала, проигнорируем скучную панель с лидерами бета-теста, и перейдем непосредственно к боям. Точнее, к случайным битвам, ибо присоединиться на какой-то сервер с предварительным сбором команды у меня так и не получилось. К слову сказать, набор в случайные битвы происходит буквально за считанные секунды, так что через несколько мгновений можно уже очутиться… в какой-то непонятной комнате посреди молчаливых истуканов – ваших коллег-наемников. В окошке видна планета, на которой, собственно, и предстоит сражаться. Помещение на поверку оказывается этаким залом ожидания, в котором можно осуществить последние приготовления к войне – сменить внезапно разонравившийся пулемет на штурмовую винтовку, поменять радиоэлектронное оборудование на инженерный модуль, убрать нагрузку с CPU броневичка благодаря дезактивации одного из орудий. На все про все дается одна минута, а затем – в атаку, во славу корпораций.
Сразу стоит отметить, что DUST 514 своими пейзажами (впрочем, как и многими другими аспектами) чем-то смахивает на многопользовательский шутер PlanetSide 2, если учесть тот факт, конечно, что по картинке DUST 514 пасует перед творением SOE по всем параметрам. Модельки наемников и техники кажутся деревянными, взрывы совершенно не впечатляют, какого-либо подобия травки нет и в помине – лишь уродливые зеленые пятна “красуются” на поверхности планеты, символизируя собой буйную растительность. Графика, если верить слухам, улучшится к моменту релиза проекта, хоть извечные консольные проблемы, как мне думается, никуда не исчезнут. Пока что DUST 514 – это мрачная пострелушка с преобладанием серых цветов и пустынных пейзажей. Вполне возможно, свою роль сыграла и одна-единственная планета, куда игроков скидывает во время случайно выбранной баталии. То дымка в воздухе висит, то грозовые тучи закрывают небо, но чаще всего над полем боя просто-напросто царит ночь. Лишь единожды осеннюю атмосферу скрасило некое подобие рассвета – тучи окрасились в розоватый цвет.
Боевых локаций пока мало, а расстояния от одного конца карты до другого не впечатляют – никаких пятикилометровых зон нет и в помине. Не работает и заявленная автоматическая склейка участка в зависимости от выбранного региона планеты. Собственно, и выбирать-то пока не из чего, вот и приходится игрокам сражаться посреди скалистого ландшафта, заполненного какими-то ящиками, ангарами и непрезентабельного вида домишками вперемешку с циклопическими сооружениями неизвестного предназначения.
Максимальное число участников на имеющихся сейчас картах – 24 игрока. Определяемся с точкой возрождения на карте, выбираем тип экипировки и через несколько секунд появляемся на поле боя. Кто-то из напарников сразу бежит навстречу врагу, а кто-то остается на месте, крутясь в нетерпении вокруг своей оси – ждут прилета транспортника с техникой. Собственно, танк или машинку можно вызвать в любой точке на карте, но под обстрелом это делать не столь удобно. Управление техникой осуществляется по аналогичной с PlanetSide 2 системе – кто-то садится за пушку главного калибра, кто-то становится механиком-водителем, а остальные занимают свободные места в кузове (если они есть, конечно) или же присаживаются за гашетку второстепенного орудия. Исходя из собственного опыта, могу сказать, что техника живет на поле битвы считанные мгновения, и даже тяжелый танк разбирается за одну минуту. Ситуацию усугубляют и весьма запутанные коридоры посреди ящиков и непонятных железных конструкций – можно застрять и уже не выбраться. Если же стрелять издалека, находясь на открытой местности, то простофиля-водитель сразу подпишет себе смертный приговор – лучшей цели для гранатометчика просто не найти.
Играть в многопользовательский шутер подобного плана при помощи геймпада (да еще и без функции автонаведения, представьте себе), мягко скажем, не очень удобно. Поначалу попасть можно разве что в упор, да и то не всегда. Здесь следует отметить и весьма странную баллистику - ее в принципе и нет (снаряды и пули летят строго по прямой), но ликвидировать неподвижного противника при помощи той же снайперки с расстояния в сто метров получается далеко не всегда. Оружие косит или пули через тело пролетают без каких-либо последствий для врага? Честно, не знаю. Может, это я криворукий и у меня нужно отобрать геймпад. Хотя с недавним выходом расширения Precursor можно и вовсе выкинуть джойстик в окно и пересесть за мышку и клавиатуру – в CCP прислушались к мольбам игроков. Также с Precursor’ом появилась возможность нанесения орбитальных ударов (и тут очередной кивок в сторону PlanetSide) по выбранной геймером площади. О взаимодействии с бороздящими космос кораблями пока речи не идет, поэтому удары наносятся с орбитальных установок автоматического типа. С одной "орбитки" можно уничтожить несколько машин, а то и целое подразделение наемников.
Стоит отметить, что в DUST 514 пока что можно обнаружить пока лишь два игровых режима: схватку между командами и Skirmish-режим, в котором стороны должны захватывать и удерживать ключевые точки, представляющие собой противовоздушные комплексы с ракетами "земля - воздух". Взломанные зенитные орудия сразу открывают огонь по враждебному MCC (Mobile Comand Center) – гигантскому кораблю, зависшему над игровой картой. Соответственно, чем больше ключевых точек захвачено, тем больший урон наносится командному центру противника. Команда, чей корабль распадается на молекулы первым, проигрывает раунд. Из двух имеющихся режимов именно Skirmish можно назвать более-менее играбельным - и динамика хоть какая-то имеется, и свалки забавные возле ключевых точек бывают.
DUST 514 обладает огромным потенциалом для дальнейшего развития, тем более что планов у CCP просто-напросто громадье. Немного расстраивает тот факт, что все идеи и наработки реализуются уж очень медленно – со времен начала бета-теста в DUST 514 мало что изменилось. Даже инновационный режим связи между игроками DUST 514 и EVE Online работает пока что с перебоями. На сегодняшний момент игра может похвастать разве что досконально проработанной системой настройки персонажа и техники – ковыряться с оборудованием и модулями действительно интересно. С боями пока все обстоит не так гладко, как хотелось бы, но тут уж как в стишке про инженера Пьера – разработчики из CCP со временем все домылят, допилят и доточат, вылепив из теста под названием DUST 514 уникальную в своем роде игру. А пока что остается лишь надеяться на благополучный исход эксперимента по совмещению двух разноплатформенных и разножанровых MMO’шек.